Государственное учреждение культуры
«Центральная районная библиотека им. Ф.И.Панферова»
Отдел библиотечного маркетинга
Сборник
сценарных и методических материалов
«Лето книжных открытий»
Иваново, 2023
Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности библиотек.
Главная задача библиотек заключается в том, чтобы сделать содержательным отдых юных читателей, расширить их кругозор, научить творчеству общения, привить любовь к книге.
В методическом пособии собраны «подсказки», профессиональные
идеи и наработки, рекомендации, которые можно использовать в библиотечной работе по организации полезного досуга детей в каникулярное время, в т.ч. и в летний период.
Пособие адресовано библиотечным специалистам.
- Методические рекомендации «Формы и методы работы с детьми в летний период».
- «Остров Читалия на планете Лето»: Литературное путешествие по страницам детских книг для детей младшего школьного возраста.
- "Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем": Сценарий праздника народных игр.
- План книжной выставки «Радзіма мая – Беларусь!»
- «Мудрость старой сказки»: Сценарий сюжетно-игровой программы.
Летние каникулы – наиболее благоприятное время для привития детям интереса к книге, чтению и библиотеке.
Формы работы с читателем в каникулы разнообразны, но их цели схожи: расширение кругозора, творческое развитие, бережное отношение к книге, экологическое просвещение, патриотическое воспитание. Помощь библиотеке в организации летнего досуга детей и подростков оказывают её социальные партнёры – дома культуры, центры детского творчества, школы, центры социального обслуживания. Предлагая разные форматы для детской и юношеской аудитории, библиотека становится центром притяжения на все летние месяцы.
Если библиотеке получится интересно и нетрадиционно организовать летние чтения, то, возможно, что мы получим постоянного и активного участника мероприятий.
Рекламная деятельность
Накануне школьных летних каникул необходимо оповестить детей и подростков о предлагаемой им библиотекой программе летнего чтения, поместив информацию на информационных стендах библиотеки, Домов культуры, школ, кинотеатров, учреждений дополнительного образования. Информация должна выглядеть привлекательно для детей и подростков. Поэтому при оформлении следует использовать летнюю атрибутику, можно прибегнуть к помощи читателей-детей.
Чтобы привлечь большее количество участников летних чтений, можно дать информацию в виде красочного объявления в библиотеке и в школе:
Дорогие ребята!
Лето, каникулы – замечательная пора для отдыха и развлечений.
Но какой, же отдых без любимой книги!
Всех, кто не хочет расставаться с книгой, кто мечтает почитать, пофантазировать с любимыми героями,
поиграть в сказочные игры и поучаствовать в необыкновенных конкурсах - приглашаем в библиотеку.
Важную роль несут рекламные буклеты, объявления, выступления в СМИ, рекламные акции, опросы-приглашения. Календарный план мероприятий, предлагаемых читателям, должен быть им понятен.
Организация пространства для детей
Организация пространства современной библиотеки – один из факторов её привлекательности для детей. В силу своих психологических и возрастных потребностей детям в библиотеке хочется не только читать, но и играть, общаться, учиться, смотреть фильмы. Обязательное условие в организации работы библиотеки летом – выделение зон соответственно возрасту читателей, роду предлагаемой деятельности.
Это может быть небольшой уголок, где достаточно поставить столик и несколько стульев вокруг, чтобы небольшая группа детей из 3-5 человек могла заниматься творчеством, расположив на столе бумагу, карандаши, краски, фломастеры, пластилин, природные материалы, клей, ножницы и т.д. Для демонстрации рисунков и поделок выделить специальное место.
На летний период времени необходимо выделить зону для общения подростков со сверстниками, место для игры в настольные, компьютерные, развивающие игры.
Библиотеки могут организовать целый город со своей площадью «Развлечений», перекрёстком «Увлечений», бульваром «Здоровья», улицей «Добрых дел». К формированию библиотечного пространства относится также оформление среды вокруг библиотеки. Это может быть внутренний двор или площадка, которые используются для организации дополнительных мест для чтения, для проведения различных мероприятий, площадка для детских игр, позволяющая создать органичное единство: спокойное чтение в стенах библиотеки и выплеск энергии на свежем воздухе.
На протяжении всего лета в библиотеках организовать интеллектуально-творческие мастерские, зоны и уголки творчества, представляющие материал и для самого творчества, и литературу, помогающую в освоении того или иного вида прикладного искусства. В летнее время в библиотеке можно организовать мастер-классы: «Мастерилка», «На волне вдохновения», «Радуга идей», где дети учатся изготовлению авторских книжных закладок, организуются конкурсы рисунков «Мой любимый книжный герой». Очень важно услышать от детей: «Я этому научился в библиотеке!».
Периодически должны появляться выставки книг летней тематики. Цель оформления летних книжных выставок – привлечь внимание юных читателей, педагогов и родителей к лучшим образцам детской литературы, способствующим нравственному и эстетическому воспитанию детей. На выставках должны быть представлены произведения как белорусских, русских, так и зарубежных писателей, таких как В.Витка, Вл.Липский, А.Масла, Г.Марчук, П.Мисько, К.Чуковский, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, Э. Успенский, Д.Свифт, М. Твен, А. де Сент-Экзюпери и т. д.
Этому будут способствовать:
• выставки-просмотры «Лето с книгой», «Читаем летом», «С нашей книжной полки к вам спешим, друзья!»;
• выставка-досуг «На каникулы - под книжным парусом!»;
• выставка-хобби «Досуг для ума и рук».
Особый читательский интерес могут вызвать выставки-викторины «Из каких мы книг?», «Узнай сказку!», «Когда ты идёшь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой».
Читатели библиотеки должны ответить на различные вопросы, которые могут быть оформлены в виде книжных закладок. Правильные ответы можно найти на книжных полках. Всё лето библиотекари должны вести планомерную работу по привлечению к чтению и творческому отношению к прочитанным произведениям. Дети могут нарисовать любимых литературных героев. Впоследствии оформите выставку детского творчества «Галерея друзей».
На протяжении всех летних месяцев в библиотеке стараться организовывать интерактивные формы участия детей. Главными критериями мероприятий лета являются актуальность, разнообразие и востребованность. Мероприятия предусматривают увлекательные путешествия в мир литературы с использованием игровых элементов, соревнований и привлекательной атрибутики. Участвуя в квестах, конкурсах, интерактивных играх, выполняя различные творческие задания, дети и подростки так или иначе приобщаются к чтению в удовольствие. Интеллектуальные задания можно сочетать с подвижными играми.
В библиотеках можно оформить дерево читательских предпочтений: на цветной ленточке оставлять названия понравившихся книг и размещать их на импровизированном дереве.
Творческий потенциал читателей раскрывается через создание аппликаций, книжных закладок, рисунков, фоторабот, буктрейлеров по мотивам понравившихся прочитанных книг.
В летние программы обязательно включать игровые задания, викторины по правилам безопасного поведения «Знает каждый: безопасность – это важно». С помощью игровых заданий участники повторяют и закрепляют правила безопасного поведения во время пожара, при пользовании бытовой химией, при встрече с незнакомыми людьми, а самое главное подростки учатся работать в командной игре, оказывая друг другу помощь и поддержку.
В помощь библиотекарям предлагаем несколько вариантов мероприятий:
«Остров Читалия на планете Лето»
Литературное путешествие по страницам детских книг
для детей младшего школьного возраста
Цели и задачи:
- Привлечение ребят к чтению;
- Познакомить детей с произведениями о лете;
- Развивать навыки и умения выразительного чтения;
-Развитие творческой активности, развитие первоначальных навыков актёрского мастерства и сценической речи.
Библиотекарь: Лето… Его ждут все — и дети, и взрослые. Каждый уже запланировал на лето много интересных дел. Но все ли вы вспомнили, какое оно, лето? Чем можно заняться летом? Что делают летом дети? Обо всем этом можно узнать, прочитав произведения о лете.
Тема лета отражена во многих детских стихотворениях и рассказах, ведь именно лето ассоциируется у нас с отдыхом и играми на свежем воздухе, с солнцем, речкой и морем, фруктами и ягодами прямо из сада.
Вот как представляет лето Владимир Орлов в своем стихотворении «Лето».
Чтец: ЛЕТО
– Что ты мне подаришь, лето?
– Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
– Что еще подаришь мне?
– Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клены и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
– Погадай мне поскорей!
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
Библиотекарь: Также о подарках лета можно узнать из стихотворения В. Степанова «Что нам лето подарило?».
Чтец: Что нам лето подарило?
Что в корзинку положило?
Подарило лето нам
Теплый дождь и птичий гам,
Спелых ягод сладкий сок
И пшеничный колосок…
Библиотекарь: А как же узнать, что лето наступило? Какие приметы настоящего лета? Об этом написала М. Дружинина в своем стихотворении.
Чтец: Сколько бабочек, цветов,
И тепла, и света!
Значит – спорить я готов –
Наступило ЛЕТО!
Будем плавать, загорать,
Землянику собирать.
Библиотекарь: А некоторым детям этим летом предстоит отправиться в деревню к бабушке, и может, впервые познакомиться с домашними животными. Такие знакомства проходят всегда очень забавно, а маленькому ребенку приносят много положительных незабываемых эмоций. Именно об этом написал В. Берестов в стихотворении «Веселое лето».
Чтец: Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.
Кружат пчелы,
Вьются птицы,
А Маринка
Веселится.
Увидала петуха:
– Посмотрите! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху перья, снизу – пух!
Увидала поросенка,
Улыбается девчонка:
– Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок
Дырявый,
А крючок
Вертлявый?
А Барбос,
Рыжий пес,
Рассмешил ее до слез.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьется,
В зубы не дается.
Пес уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
– Не достал! Не достал!
Ходят ножки
Босиком
По дорожке
Прямиком.
Стало сухо и тепло.
Лето, лето к нам пришло!
Библиотекарь: Много рассказов и сказок русских писателей посвящено теме летнего отдыха детей. Действие рассказа Виктора Драгунского «Сверху вниз, наискосок!» происходит как раз летом. Героями этого юмористического произведения являются дети-дошкольники, которые остались одни без присмотра взрослых. В это время во дворе шел ремонт, и работала бригада маляров. Когда девушки-маляры пошли обедать, оставив бочонок краски и шланг, дети решили попробовать, получится ли у них что-нибудь покрасить.
(Читают три чтеца по ролям)
Я сразу взял и направил шланг на чистую стенку. Краска стала брызгаться, и там сейчас же получилось светло-коричневое пятно, похожее на паука.
— Ура! — закричала Аленка. — Пошло! Пошло-поехало! — и подставила ногу под краску.
Я сразу покрасил ей ногу от колена до пальцев. Тут же, прямо у нас на глазах, на ноге не стало видно ни синяков, ни царапин! Наоборот, Аленкина нога стала гладкая, коричневая, с блеском, как новенькая кегля.
Мишка кричит:
— Здорово получается! Подставляй вторую, скорей!
И Аленка живенько подставила вторую ногу, а я моментально покрасил ее сверху донизу два раза.
Тогда Мишка говорит:
— Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Крась же ее скорей!
— Всю? Всю красить? С головы до пят?..
Библиотекарь: А вот чем закончился этот рассказ и много других интересных рассказов о лете и о детях, можно узнать, прочитав книгу В. Драгунского «Денискины рассказы».
Также о летнем отдыхе и приключениях детей можно прочитать у Н. Носова в рассказах «Тук-тук-тук» и «Огородники». В произведениях рассказывается о дружбе и приключениях мальчиков, которые отправились в летний лагерь.
У В. Катаева есть две поучительные сказки, действие в которых тоже происходит летом. Это сказки «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик». Героини этих сказок – девочки, которые попали в необычные ситуации, но смогли из них выбраться.
А вот летняя сказка Д. Мамина-Сибиряка из цикла «Аленушкины сказки» совсем не о детях, в ней рассказывается о мухе: «Сказка о том, как жила-была последняя муха». (Читают два чтеца по ролям)
Как было весело летом!.. Ах, как весело! Трудно даже рассказать все по порядку... Сколько было мух, – тысячи. Летают, жужжат, веселятся... Когда родилась маленькая Мушка, расправила свои крылышки, ей сделалось тоже весело.
– Какое доброе существо человек, – удивлялась маленькая Мушка, летая из окна в окно. – Это для нас сделаны окна, и отворяют их тоже для нас. Очень хорошо, а главное – весело...
Потом люди вообще были так добры, что везде доставляли разные удовольствия именно мухам. Например, Аленушка утром пила молочко, ела булочку и потом выпрашивала у тети Оли сахару, – все это она делала только для того, чтобы оставить мухам несколько капелек пролитого молока, а главное – крошки булки и сахара.
- Ну, скажите, пожалуйста, что может быть вкуснее таких крошек, особенно когда летаешь все утро и проголодаешься?...
Библиотекарь: Почитать познавательные рассказы и сказки о летней природе можно у таких русских авторов ХХ столетия: (показ слайдов)
Бианки В. В. Лесная газета
Бианки В. В. Синичкин календарь
Бондарчук О. М. Куда спряталось лето?
Коваль Ю. И. Бабочки
Паустовский К. Г. Золотой линь
Паустовский К. Г. Летние дни
Пришвин М. М. Календарь природы
Скребицкий Г. А. Друзья моего детства
Сладков Н. И. Лесные сказки
Библиотекарь: Летом дети купаются и загорают, ходят в походы, занимаются спортом, строят песчаные замки, катаются на велосипедах, самокатах, поливают цветы, собирают ягоды и фрукты. О том, чем еще можно заниматься летом и каким разнообразным может быть отдых, написано много стихотворений и рассказов.
Чтец «Песочница» В. Берестов
Посреди двора – гора.
На горе идет игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, желтый и сырой.
Хочешь – рой,
А хочешь – строй,
Хочешь – куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята!
Не забудьте взять лопаты,
Экскаваторы, совки,
Ведра и грузовики!
Библиотекарь: Много времени проводят дети возле речки, особенно в жаркие дни. Дети даже не представляют, кто живет в речке, сколько секретов хранит каждый водоем и о чем можно мечтать, сидя на его берегу.
Чтец «Как хорошо, что есть река!»
Как хорошо, что есть река
И рядом – город мой,
Что теплоход издалека
Торопится домой.
Как хорошо, что можно мне
Шептаться с камышом,
Что где-то там, на самом дне,
Живет усатый сом,
Что у реки, на берегу,
Горячий есть песок,
Что завтра снова прибегу
К ней в гости на часок.
М. Кацев
Библиотекарь: Одна из книг современного автора Э. Успенского о Простоквашино посвящена летнему отдыху – книга «Дядя Федор и лето в Простоквашино». А в сказке «Вниз по волшебной реке» Э.Успенский рассказывает о летних каникулах мальчика Мити, который отправился в гости в сказочную страну, о его необычных приключениях, встрече со сказочными героями и многом другом.
В народной сказке «У солнышка в гостях» рассказывается о зверях, которые искали, где живет солнышко. (Читают чтецы по ролям)
Привел их месяц к воротам Солнцева дома, а там темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал:
– Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!
– Кто под окошком кричит? – спросило солнышко. – Кто мне спать мешает?
– Это мы – цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еж. Пришли тебя будить: утро настало.
– Ох, ох!.. – застонало солнышко. – Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня тучи прятали, три дня собой заслоняли, я теперь и заблестеть не смогу…
Библиотекарь: Ребята, Вам будет очень интересно узнать продолжение сказки. Как звери искали путь к солнышку? Почему солнышко уснуло? И удалось ли им разбудить солнышко?
Также о лете придумано много загадок. Интересно, сможете ли вы их отгадать.
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно… (лето).
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться... (лето).
Тянется все выше, выше,
Чуть ли не до самой крыши,
Желтая, как солнышко,
Шапка у… (подсолнушка).
Желтокожая, она
Ароматна и вкусна.
Хорошо под солнцем ныне
На бахче живется… (дыне).
Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его… (арбуз).
В летний день вкусна всегда
Родниковая… (вода).
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет! (Солнце)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти. (радуга)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (роса)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (дождь)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (солнце)
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
солнца белые лучи. (ромашка)
Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор -
Красный спелый ... (помидор)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали,
Но только звенеть он сумеет едва ли. (колокольчик)
Поле летом покраснело.
Яркий, как победный флаг,
Нам головкой машет смело
Бархатистый красный ... (мак)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются. (кувшинка)
Библиотекарь: Да, как вы уже заметили, произведений о лете очень много, их можно найти и в Интернете, и в книгах. Это стихотворения, песенки, загадки, сказки и рассказы давно известных вам авторов и современных писателей. Надеюсь нам удалось Вас заинтересовать. А на последок, я хочу сказать:
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Хорошие книжки!
До новых встреч!
"Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем"
Сценарий праздника народных игр
Дети стоят у входа в зал, их встречают скоморохи Ивашка и Николашка.
Скоморох 1: Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
(Звучит белорусская народная музыка….).
(Дети подскоками заходят в зал, встают в круг).
Скоморох 2: Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В белорусские народные игры играть!
Скоморох 1: Но сначала давайте с вами познакомимся.
Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Ивашка!
Скоморох 2: А меня - Николашка!
А вас как зовут?
(Николашка предлагает детям хором назвать свои имена).
Вот мы с вами и познакомились.
Скоморох 1: Эх, белорусская душа,
До чего ж ты хороша.
И поет и веселится
Наша добрая душа.
Скоморох 2: А сейчас, детвора,
Начинается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!
Танец-игра «Хоровод»
Скоморох 1: Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!
Игра Мельница (Млын)
Правила игры.
Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.
Скоморох 2: Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!
Загадки
З хаты ў хату водзіць, а сама не заходзіць.
Ответ: Дарога
***
Ляжыць сярод градкі зялёны і гладкі.
Ответ: Агурок
***
Не звер, а махнаты, не конь, а з вушамі.
Ответ: Шапка-вушанка
***
Iдзе ён паважна, Шыпiць вельмi страшна.
I за пяткi ўсiх шчыпае, Лапкi, нос чырвоны мае.
Ответ: Гусак
***
Есць зялёную траву,
I гаворыць так: „Му-Му".
Любiць грушу спелую,
Дае вадзiцу белую.
Ответ: Карова
***
Крадзе нясушак, яйкi
I гонiцца за зайкай.
Вось дык хiтрая краса
Быццам полымя ...
Ответ: Ліса
***
Што бяжыць без повада? (Вада)
***
Што расцець без кораня? (Камень)
***
Ні вокан ні дзвярэй - поўна хатка людзей (Пчолы)
***
Бела поле, чорна насенне,- хто не ўмее, той не пасее (Кніга)
Скоморох 1: Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок опять
Будем мы в «Ленок» играть!
Игра «Ленок»
Правила игры.
На земле рисуют кружки — гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры.
Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо.
Скоморох 2: Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!
Сейчас я приглашаю всех поиграть в игру, которая называется «Колечко»
Игра «Колечко»
Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:
Вот по кругу я иду,
Всем колечко нам клади.
Ручки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!
Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга.
Правила игры.
После слов: «Колечко, выйди на крылечко!» — все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.
Скоморох 1:
А сейчас, ребята, не зевайте –
Еще одну загадку отгадайте!
Весной упрятали девицу
В сырую тёмную темницу,
А осенью из той темницы
Явились двадцать две сестрицы. Что это за овощ? (Картошка)
Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!
Игра «Посадка картошки»
Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,— капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати — тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.
Правила игры.
Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.
Скоморох 2: Поиграли, – отдохнем,
Дружно белорусские города назовём.
ГОРОДА БЕЛАРУСИ
1. Закончите фразу: «Самый большой город Беларуси - Минск,
а самый древний... – Полоцк.
2. Назовите два города нашей республики, носящих почетное звание Город-герой? Минск, Брест
3. Город химиков - Новополоцк,
а город шахтеров – Солигорск.
Скоморох 1: А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!
Гуси летят (Гуси ляцяць)
Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов:
«Гуси летят», «Утки летят» и т. д. Дети поднимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «Летят» — и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Щуки летят», игроки могут допустить ошибку и помахать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать).
Правила игры.
Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
Скоморох 2: Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Михасик» называется она!
Игра «Михасик»
Для проведения игры шесть пар лаптей ставятся по кругу. Семь участников игры располагаются вокруг лаптей. После произнесенных ведущим слов: звучит белорусская народная мелодия. Все подскоками или шагом белорусской польки движутся по кругу.
С окончанием музыки все останавливаются и каждый старается быстрее обуть лапти. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.
Правила игры.
Игроки обувают лапти только по окончании музыки. Двигаться по кругу, составленному из лаптей, надо с его наружной стороны.
Скоморох 1: Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку
Всем нам надо показать.
Игра «Перетягивание каната»
Скоморох 2: Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.
Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороха Ивашку,
Развеселю я вас немножко!
(Под музыку дети уходят)
План книжной выставки
«Радзіма мая – Беларусь!»
Цитата: О, Беларусь, мая калыска,
Жыццё маё, прытулак мой!
З гарачаю любоўю нізка
Схіляюся перад табой.
Пімен Панчанка
1 раздел «Адзінства ў імя Беларусі»
Цитата: Агнём хрышчоны, кулямі апеты
Цябе, мой край, пазнаю і здаля:
Лісток кляновы на баку планеты,
Любоў і боль – бацькоўская зямля.
Пятрусь Макаль
Представлен материал о единстве белорусского народа на всех этапах развитиястраны, о гражданской ответственности каждого за мир и благополучие своейстраны.
2 раздел «У сімвалах – душа народа»
Пасля нас і нашы дзеці
Стануць ля крынічкі –
І Айчынаю прадвесняй
Будуць ганарыцца...
Сяргей Панізнік
Литература с описанием главных государственных символов Республики Беларуськак суверенного государства: герба, флага и гимна.
3 раздзел «Пазнаём Беларусь разам»
Цытата: Куды ні глянь — лясы шумяць,
за полем рачка, гай.
I ў сэрцы песні не стрымаць
пра мой любімы край.
Адам Русак
Собрана литература, которая поможет узнать об истории, достопримечательностяхнашей страны, народных праздниках и фольклорных обрядах.
4 раздел «Слаўныя імёны Бацькаўшчыны»
Цитата: Быць Беларусам —
Гэта значыць,
За родны край згараць на дым,
Па-беларуску чуць і бачыць
На гэтым свеце і на тым.
Рыгор Барадулін
Представлена литература о достижениях белорусского народа в различных сферахдеятельности,знакомит с конкретными людьми, прославившими Беларусь и внесшие огромный вклад в развитие науки, литературы, медицины и т.д.
«Мудрость старой сказки»
Сценарий сюжетно-игровой программы
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Вы любите сказки? И я люблю. Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные – сказки всегда интересны. Читаешь, слушаешь – дух захватывает.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». В сказке всегда есть урок, но урок добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.
Сегодня в сказочном марафоне участвуют команды …….
А оценивать результаты ответов будет жюри в составе ………..
Конкурс 1.Разминка.
Ведущий задаёт вопросы командам. Команды отвечают. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Как звали мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в лёд. (Кай)
2. Каким был утёнок, пока не стал лебедем? (Гадким)
3. Самый круглый сказочный герой? (Колобок)
4. Всех излечит, исцелит… (Айболит)
5. Как звали девочку, которая в сказке совершила далёкое путешествие? (Герда)
1. Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)
2. Кто помог Дюймовочке попасть в тёплые края? (Ласточка)
3. В кого превратился гадкий утенок? (В Лебедя)
4. Девочка с нетрадиционным цветом волос (Мальвина)
5. Знаменитый мальчик из современной английской сказки (Гарри Поттер)
1. Транспортное средство старика Хоттабыча (Ковер-самолёт)
2. У какой героини русских народных сказок длинная коса? (Варвара)
3. Дискотека, на которую собиралась Золушка (Бал)
4. Первое чудо золотой рыбки (Корыто)
5. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
1. Главный враг доктора Айболита (Бармалей)
2. У кого из сказочных персонажей Пушкина вся сила была в его бороде? (У Черномора)
3. Верный друг лисы Алисы (Базилио)
4. Что в голове у Винни-Пуха? (Опилки)
5. Имя девочки, спасшей брата Кая (Герда)
Ведущий: Ребята, но мы не будем забывать и о болельщиках, поэтому сейчас задания для болельщиков.
Конкурс «Герои сказок в загадках»
Ведущий читает по одной загадке каждой команде.
Нужно угадать героя сказки.
Чтоб взлететь над землей,
Ступа ей нужна с метлой. (Баба-яга.)
Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой.
В театр кукол он попал,
Куклам верным другом стал. (Буратино.)
Любит мед, друзей встречает
И ворчалки сочиняет,
А еще - пыхтелки,
кричалки, сопелки... Ух!
Забавный медвежонок... (Пух).
Не остался без хвоста
Добрый ослик наш... (Иа.)
Испекла бабуля деду -
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (Колобок.)
В Простоквашино живет.
Все хозяйство там ведет.
Адрес точный я не знаю,
Но фамилия - морская. (Кот Матроскин.)
Той девчонки нет прекрасней,
Той девчонки нет умней.
И Пьеро, ее вздыхатель.
Целый день поет о ней. (Мальвина.)
Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И живет один чудак.
Все он делает не так.
Неумейкой он слывет.
Кто его нам назовет? (Незнайка.)
Озорной весельчак
В окно влетает просто так.
К Малышу попал он в дом
И устроил там погром. (Карлсон.)
Конкурс 2. «Дополни имя сказочного героя»
Ведущий называет первую часть имени героя, а участники игры (по очереди) дополняют недостающее имя. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Папа... Карло.
2. Домовенок... Кузя.
3. Доктор... Айболит.
4. Почтальон... Печкин.
5. Синьор... Помидор.
6. Карлик... Нос.
7. Царевна... Лебедь.
8. Железный... Дровосек.
9. Оле-... Лукойе.
10. Старик... Хоттабыч.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Конкурс 3. «Волшебные предметы»
Назвать все предметы:
1. Волшебные предметы, исполняющие желания (волшебная палочка, лепесток, кольцо, волосок).
2.Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (зеркало, книга, золотое блюдечко).
3.Предметы, выполняющие работу за героя (скатерть-самобранка, игла, меч-кладенец, дубинки).
4.Предметы, возвращающие здоровье и молодость (молодильные яблоки, живая вода).
5. Предметы, показывающие дорогу (камень, клубочек, перышко, стрела).
6.Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет).
Конкурс капитанов 4. «Из какой сказки Г.Х. Андерсена предмет».
Капитанам команд выдаются карточки, на которых распечатаны предметы
1. Санки («Снежная королева»).
2. Горошина («Принцесса на горошине»).
3. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).
4. Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»),
5. Крапива («Дикие лебеди»),
6. Сундук («Сундук-самолет»).
Конкурс 5. «Сказочный переполох»
Ведущий: Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей - Ясным соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.
Команды выполняют задание без капитанов.
«Сказочный переполох»
«Жар-птица и Серый Волк».
«Царевна Хаврошечка».
«Иван-царевич и Василиса-царевна».
«Крошечка-лягушка».
«Финист Бессмертный».
«Кощей - Ясный сокол».
А сейчас опять задания для болельщиков.
«Герои сказок в загадках»
Ведущий читает по одной загадке каждой команде.
Отгадайте, о каких героях загадки и из каких сказок эти герои.
1. Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля из сказки «По щучьему велению».)
2. То не золото сверкает,
То не солнышко сияет,
Это сказочная птица
В сад на яблоню садится. (Жар-птица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк».)
3. На кочке болотной Невестушка ждет,
Когда же за нею Царевич придет. (Лягушка из сказки «Царевна-лягушка».)
4. Много серебра и злата
В сундуках своих он спрятал,
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный.)
Конкурс 5. «Хоровод сказок»
По началу текста узнайте русскую народную сказку.
Каждая команда получает карточки. Один из игроков команды знатоков зачитывает текст и отвечает.
1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына - все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать...» («Царевна - лягушка».)
2. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками...» («Иван-царевич и Серый Волк».)
3. «В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у нее кукла...» («Василиса Прекрасная».)
4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел. Пришло время старику умирать...» («Сивка-Бурка».)
Ведущий: А сейчас вопросы по мудрым сказкам, на которые вы по очереди должны дать ответы.
1. Из чего у Золушки была карета? (из тыквы).
2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).
3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).
4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).
5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).
6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом).
7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).
8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»).
9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).
10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).
11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).
12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).
13.На чем ездил Емеля? (на печи).
14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).
15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).
16.Кто перенес Айболита в Африку? (орел).
17.В какой сказке птица спасла императора от смерти? («Соловей»).
18.В какой сказке море горело? («Путаница»).
19. Что такое «красный цветок»? (огонь).
20.Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.
Скачивание доступно только для авторизованных пользователей сайта
Скачивание доступно только для авторизованных пользователей сайта
Февраль
1.Семинар «Имидж библиотеки. Внедрение новых информационных технологий и услуг»:
- консультация «Наглядность в библиотеке: информационные стенды, папки, альбомы»
- консультация-практикум «Книжная выставка: в поисках нового образа» (презентация разработанной выставки «Союз семьи и книги»)
- мастер-класс «Привлекательная библиотека или что может реклама. Рекламно-издательская деятельность»
-обзор-реклама специальной литературы «О чем пишут профессиональные журналы»
Практическое занятие:
- оформление уголка информации
Страница 1 из 2