10 июня в центральной районной библиотеке им.Ф.Панфёрова состоялся День открытых дверей  для библиотечных специалистов по теме“Библиотека и семья: грани взаимодействия”.

          Воспитание интереса к чтению в семье, к хорошей литературе является благородной миссией библиотеки. Посредством чтения ребенок получает возможность самостоятельно усваивать знания и опыт человечества, совершенствовать собственное мышление и личность в целом. А книга, как источник информации, несет в себе в первую очередь воспитательное значение.

       Каждый из участников  поделился  опытом совместной деятельности семьи и библиотеки по привлечению детей к чтению, обсудили особенности досугового чтения ребенка, работы семейных клубов при библиотеках.

          Подробнее со своей работой в этом направлении познакомили присутствующих заведующая Ивановской детской библиотекой Климович Алёна Фёдоровна и библиотекарь Снитовской сельской библиотеки Богомаз Светлана Николаевна.

        Актуально прозвучало выступление специалиста ТЦ СОН Мартынович Оксаны Сергеевны, которая рассказала о ситуации в районе,  о работе с трудными подростками и семьями, ведущими нездоровый образ жизни.

       С методической консультацией «Библиотека и семья: инновационные формы и методы работы» (направления работы библиотеки с семьёй, программы чтения)  выступила методист Пашко Валентина Ивановна.

         Для библиотекарей сотрудниками детской библиотеки также был представлен мастер-класс по фланелеграфу на примере сказки «Кот, лиса и петух».

         День открытых дверей был продолжен мероприятием для детей и родителей в аг. Дружиловичи.  На базе Дружиловичской сельской библиотекисостоялся семейный вечер «Всему начало – отчий дом»: заседание клуба семейного чтения «Вдохновение».

         Заключительным моментом дня было посещениекомнаты народных праздников и обрядов белорусов «Жыцця адвечны лад» в сельском Доме культуры аг. Сочивки. Пришелся всем по душе показ обряда «День святого Юрия» в исполнении детского любительского объединения  «Сонцазварот».

     В целом семинар оказался достаточно насыщенным и информативным, было дано много практических советов и рекомендаций, направленных на усовершенствование библиотечных мероприятий.

Программа дня открытых дверей “Библиотека и семья: грани взаимодействия”

 

09.06.2016    09.30                                                                             г. Иваново

 

 

1. Беседа-диалог «Семья – гарант стабильности развития общества»  (специалист ГУ «Ивановский территориальный центр социального обслуживания населения»)                 

                                                                              Бондарович И.А.

2. Консультация-практикум «Библиотека и семья: инновационные формы и методы работы» (направления работы библиотеки с семьёй, программы чтения) 

                                                                              ЦБ, Пашко В.И

                                                                               

 3. Час обсуждений «Роль книги в семейном воспитании»

                                                                              ДБ, Климович А.Ф.

  

 4. «Моя семья - родители, книги и я»: из опыта работы Снитовской сельской библиотеки

                                                                              СБ, Богомаз С.Н.   

 5. Мастер-класс «Театр на фланелеграфе» (на базе Ивановской детской библиотеки-филиала)

                                                                              ДБ, Филиппова Г.И.

 

 6. Семейный вечер «Всему начало – отчий дом»: заседание клуба семейного чтения «Вдохновение» (на базе Дружиловичской СБ)

                                                                             Дружиловичская СБ,

                                                                             Багаль О.П.

 

 7. Посещение комнаты народных праздников и обрядов белорусов «Адвечны шлях жыцця» сельского Дома культуры аг. Сочивки. Показ обряда «День святого Юрия».

                                                                              Сочивковская СБ, СДК

                                                                              Дядюк В.В., Якушко Т.М.

 

 8. Просмотр методических материалов «Семья. Книга. Библиотека».

                                                                              ЦБ, Пашко В.И.

 

 9. Просмотр и анализ рекламных буклетов (визитка библиотеки) «Приходите, мы вас ждем!».                                    

                                                                              Библиотеки системы

 

 10. Разное.

 

 Заместитель директора

 Ивановской ЦБС                                               Е.В.Пилипенко      

 

Консультация-практикум. Выступление методиста Ивановской ЦБС Пашко Валентины Ивановны.

 

 «Библиотека и семья: инновационные формы и методы работы» 

(направления работы с семьёй, программы чтения)

 

Уважаемые коллеги!

       Сегодня библиотеки находятся в самом центре работы с семьёй, занимают своё особое место среди других социальных институтов. Благодаря творческому подходу, являются лидерами многих начинаний, осуществляют библиотечно-информационное обслуживание, культивируют духовность и семейные ценности, организуют содержательный досуг, вырабатывают собственный стиль на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы и доверительных отношений с читателями.

        Работа с семьей – одно из важных направлений деятельности публичных библиотек. Поддержать семью духовно, сделать её жизнь интересней с помощью книги и общения, стать «доктором души» ― одна из главных задач библиотеки.

 

Приоритетные направления в  работе по данной теме:

 

- усилить роль библиотеки в организации семейного чтения, привлекая школы, детские сады, семью и другие организации;

 

- осуществлять акции, ориентированные на работу с семьей по воспитанию культуры семейного чтения, развития читательского вкуса: принять участие в республиканской  акции «Семейное чтение» и  районной - «Семья без насилия»;

 

- повышать компетентность родителей в детском чтении, информируя их о тенденциях развития современной детской литературы.

 

      Семья – основа формирования личности человека, где каждый из нас приобретает различные умения, в том числе и навыки читательской культуры. Библиотечное обслуживание семьи включает индивидуальные, групповые и фронтальные формы  и методы работы.

      Среди индивидуальных форм работы преобладают:

- беседы о прочитанной книге,

- консультации,

- обзоры  новинок литературы  по интересующей теме.

        Для оказания консультативной помощи семье  по вопросам нравственного и эстетического воспитания детей приглашайте ваших читателей - родителей к себе в библиотеку на встречу с медработниками, психологами, юристами, социальными педагогами и другими специалистами. Темы встреч могут быть различ­ны: «Игра - это серьезно», «Семья - ключ к сча­стью», «Чтение. Развитие речи», «Закаляемся всей семьей», «Домашний стадион» и др.

Родителям во время индивидуальных бесед рекомендуем предлагать информационные листки, дайджесты, памятки по темам: «Как привить ребенку любовь к чтению», «Чита­ем всей семьей», «Учимся быть родителями», «Научите ребенка любить книгу»,«Все начинается с семьи», «Приглашаем на встречу с книжкой», «Памятка молодой маме», закладки
«Народная мудрость о  семье», «Как вырастить книголюба»  и т.д.

Обязательно нужно выделить в СКС в 74 отделе тематический разделитель «Семья. Книга. Библиотека», посвященный семейным проблемам. Заинтересуют читателей и информационные папки по темам: «Консультирует домашний адвокат», «Семейный университет», «Мы растим ребенка» и др.

          Детской аудитории привить любовь к чтению помогут рекомендательные списки: «С детства дружбой дорожи», «Сказки в семейном кругу», «Почитай мне книжку, мама!», «Как подготовить ребенка к школе»  и другие.

       Среди групповых и фронтальных форм и методов работы преобладают:

■ выступление библиотекарей на родительских собраниях в школе и в детских садах;

■ анкетирование родителей и детей;

■ организация совместных мероприятий.

Первым шагом к сотрудничеству чаще всего становятся выступления перед родителями в детских садах и школах с беседами, обзорами, презентациями  лучших детских книг консульта­циями по темам: «Как читать сказку», «Библио­тека и ребенок», «Дети в мире информации» и т.д.

Также можно провести и анкетирование:

 «Какой вы родитель?», «Детей воспитывают родители. А родителей?» и др.

 

Вот примерные вопросы анкеты для родителей:

•  Семейный «стаж».

•  Кто является главой семьи?

•  Семейные традиции.

•  Знаменательные события в жизни вашей се­мьи.

•  Сокровенная мечта вашей семьи: сбылась ли она?

•  Гордитесь ли Вы своими детьми?

•  Сколько времени в день Вы уделяете своим детям?

•  Где и как Вы предпочитаете проводить с ними свободное время?

•  Часто ли семья проводит свободное время вместе? Как именно?

 

         Из опыта работы других библиотек, которые проводили анкетирование родителей дошкольников на тему «Чтение в вашей семье», можно сделать вывод, что родители  понимают важность и ценность чтения и все хотят, чтобы дети любили книгу.  В большинстве семей родители дошкольников ещё практикуют чтение вслух, но, чем старше ребёнок, тем больше совместные чтения уходят из семьи. Открытием для мам и пап стало то, что даже в этом возрасте, когда дети уже читают самостоятельно, они все мечтают о том, чтобы мама читала с ними вслух, т. е. дети нуждаются в более тесных контактах со своими родителями. Воспитание интереса к книге, умение использовать библиотечные фонды будут успешными только при условии тесного взаимодействия библиотеки с семьей.

         Свою деятельность по работе с семьями мы должны начать с анализа фондов литературы для семейного чтения и семейной педагогики. А раскрыть всё многообразие имеющейся в библиотеке литературы помогут книжные и иллюстративные  выставки, которые непременно должны сопровождать все мероприятия. А это:

 «Радость семейного чтения»,

«Наука семейных отношений»,

«Здоровая семья – счастливая семья»,

«Добрые руки семьи»,

«Библиотека и мир семьи»,

«Как стать родителем читающего ребенка»,

 «Читающие дети – счастливая семья»,

«Всей семьей в библиотеку»,

«Читаем вместе, читаем друг другу» и другие.

      В фонде библиотеки можно выделить по­стоянную информационную полку "Семья и обще­ство» (государственная политика в отношении се­мьи), специализированный стеллаж «Семья. Дом. Быт. Досуг», организовать цикл выставок под об­щим названием «Семейная Академия», адресован­ный различным читательским группам.

       Можно подготовить выставку «Папа, мама, я читающая семья». Разделы выставки оформляются от имени ребенка, который рассказывает о своих читающих родителях. Первый раздел называется: «Я люблю читать веселые книги с картинками»; второй - «Папа читает толстые, скучные книги»; третий - «А мама у нас мечтательница...». В каждом разделе представлена фотография того, о ком рассказывается. Здесь же у выставки проходит защита читательского формуляра. По материалам выставки составить рекомендательный обзор «Читаем вместе». Можно сделать уголок обмена опытом «Поделимся секретами».

          Будут интересны  и такие выставки, как:  «Моя любимая книга», «А мы читали в детстве», «Любимые книги нашей семьи», где каждый читатель ставит книгу по своему выбору.

          Проблемам возрождения традиций семейного чтения можно посвятить цикл выставок «Эти книги читали ваши родители». Книги желательно должны сопровождаться обращением к читателям и аннотацией или цитатами из книг. Неплохо, если читатели смогут дать свою оценку или комментарий к ре­комендованным книгам.

           Много вопросов, простых и сложных, встает перед родителями: как ухаживать за больным ребенком, в каком возрасте отдать сына в школу, как разрешить проблему «трудного возраста». Ответы на эти и многие другие вопросы дает литература. Поэтому большой популярностью у родителей могут пользоваться уголки семейного чтения «С семьей и для семьи», с разделами:

- Мир начинается с семьи.

- Семья. Дети. Общество.

- Как стать Неболейкой?

- Семейный отдых.

- Прочитайте вместе с детьми.

         Чтобы помочь родителям лучше подготовить ребенка к школе, в уголке оформить «Школу первоклассника». Экспозиция «Для вас, родители» предлагает широкий выбор литературы с рекомендациями известных педагогов и психологов.

 

Цитатой для выставок могут стать следующие слова:

 

1. Семейное чтение – это престижно!

Семейное чтение – просто класс!

Мы ждем всей семьей вас в библиотеке

В воскресный день или прямо сейчас!!

 

2. «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души»

                                                                                  (Цицерон)

3. Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он в минуту ненастья –

Ожидают его в доме том

Верность, радость и счастье.

 

       Познакомить наших взрослых и юных читателей с высказываниями выдающихся людей о книгах и чтении, раскрыть фонд русской и зарубежной классической литературы – вот задачи, которые ставятся при оформлении выставки-блокнота «Чтение возвышает душу».

Выставка состоит из двух разделов. Первый раздел -  «Великие  -  о  книгах и чтении» оформлен на планшете,  расположенном  в центре,  выглядит ярко, необычно, тем самым привлекает внимание читателей к выставке.

Рубрики этого раздела: «Что читать?», «Зачем читать?», «Как читать?», «Почему читать?» заполнены цитатами великих писателей и поэтов.

Название второго раздела выставки: «Потомок, ты меня прочти…». Здесь представлены книги, которые оставили яркий след в жизни и творчестве знаменитых писателей и поэтов.

 

      Интересно, с выдумкой можно оформить выставку «Читайте вместе! Читайте вслух!». На ней представить хорошо известные, давно полюбившиеся детские книги. Ярким дополнением к выставке будут  иллюстрации, созданные  лучшими художниками детской книги.

Украшением этой выставки станут фигуры любимых литературных героев: Малыша, присевшего на подоконнике, «летающего» Карлсона и Фрекенбок.

       Информационно выставку дополнит рекомендательный список по чтению для детей младшего школьного возраста «Золотая книжная полка», памятка для родителей «Хотите, чтобы ваш ребёнок много и с удовольствием читал?», тест «Знаете ли вы своего ребёнка?», литературные кроссворды для семейного разгадывания.

                                              

       Целесообразно организовывать выставки, посвященные проблемам
семейных взаимоотношений, преодолению конфликтов в семье, умению создать атмосферу доброжелательности, радости, любви: «Опять весна на белом свете», «Наш дом и мы в нем», «Азбука семейной жизни», «Уют в доме», «Семейные проблемы», «Мой дом - моя крепость», «Все начинается в семье».

 

        На выставке «Семья: от Я до МЫ!» с разделами:
«Грамматика супружеского общения»,

«Семья: год и вся жизнь»,

«О семьях счастливых и не очень» родители найдут литературу по психологии семейного общения, традициям православного брака, художественные книги для всей семьи.

 

      Наряду с книжными выставками в библиотеках используется современный способ продвижения книги – электронные презентации.        Одной из форм электронных презентаций является запись коротких видеороликов-буктрейлеров, создаваемых по мотивам книг. Представляя  читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр, объединяющий литературу, визуальное искусство и Интернет.

      Цель таких роликов - пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В ролике информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и почитать. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.

Рекомендуем провести конкурс буктрейлеров. Например, в рамках программы  Летних чтений можно организовать для ребят-читателей  конкурс  буктрейлеров "Ужасно интересно всё то, что неизвестно". В течение лета ребята вместе с родителями будут создавать буктрейлеры по книгам приключенческого и детективного жанра. Лучшие видеоролики можно разместить на сайте библиотеки, что позволит привлечь новых читателей и поможет продвижению книги и чтения.

 

        Актуальной является потребность родителей и детей в совместном проведении свободного времени. Эта потребность привела к организации  массовых мероприятий.

При проведении мероприятий, рассчитанных на семейную аудиторию, работники библиотек обращаются как к привычным, так и к нетрадиционным групповым и массовым формам работы.

 

        Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания.  Мы с вами должны делать всё, чтобы чтение стало делом семейным.

 

         В этом помогут циклы обзоров и бесед для родителей «Читаем вместе», «Наука семейных отношений», «Книга + Семья = добрые друзья», «О доброй традиции замолвите слово», «Семья разумная – семья читающая», «Секреты для взрослых  или как стать идеальными родителями», «Эти книги читали ваши родители», «Сплотить семью сумеет мудрость книги», «Вместе с мамой почитаем», «Семейное чтение для разума и сердца» и другие.

 

      Чтение вслух– наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с читателями младшего возраста. Такое чтение способствует созданию у детей образных представлений, настраивает на особую эмоциональную волну, помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно, приучает к внимательному слушанию текста.  

        Чтение вслух — это всегда диалог с ребёнком и прямая дорога к его уму и сердцу. Возродить эту утраченную, но чудесную традицию поможет литературно-творческий проект семейного чтения «Книжные слушания «Время читать вслух».

Формы книжных слушаний:

чтение — слушание

чтение — общение

чтение — размышление

чтение — переживание

чтение — творчество

 

        Чтение вслух или Громкие чтениямогут иметь такие названия, как: «Дружите с книгой с малых лет», «Книги для взрослых младшего возраста», «Почитай мне!», «Почитайте вашему ребёнку», «Книжица мала – малышу мила» - это прекрасная возможность привлечь в библиотеку всю семью и наладить контакты с детсадами.

 

        Любое рассказывание сказки или чтение вслух уже терапевтично само по себе, но иногда лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Для этого используется такая форма работы, какфланелеграф.

Очень полезное и интересное приспособление для развивающих занятий, игр  родителей с детьми. Сделать его просто, а возможностей применения - множество. Это и показ полюбившихся сказок,  отдельных отрывков, и совместное и самостоятельное сочинение новых сказок, использование в игровых моментах, например, в конкурсах, викторинах, загадках и т.д.

 

         Часы семейного общения, книжные кают-компании или так называемые посиделки - читаем вслух, проводимые на базе библиотек, помогут родителям наладить ещё более тесные отношения с детьми.

А темы их могут быть самыми разнообразными: «Любимые книги детства», «Союз семьи и книги», «Семья и книга: объединённые чтением», «Как вырастить чудо-чадо», «Любимые книжки наших мам и пап», «Радость семейного чтения», «Добрые руки семьи», «Для талантливых детей и заботливых родителей», «Мой кроха и я», «Яркие краски детской литературы», «Родителям о детских писателях».

          Не менее полезны и Дни семейного чтения «Счастлива будет ваша семья, если чтением увлечена», «Сказки бабушки моей», в ходе которых и взрослые, и дети смогут поучаствовать в литературных викторинах, конкурсах, весёлых играх «Если бы я был на месте героя», «Вся семья журналам рада – есть в журналах всё. Что надо».

       Продвижению идей возрождения семейного чтения будет содействовать конкурс читающих семей  с названиями: «Мама, папа, книжка, я - читающая семья», «Книга – семейный раритет», «Лучшая книжная мама», а также бенефис читающих семей “Мы ніколі не сумуем – з добрай кнігай мы сябруем”,  День читающей семьи «Пусть книги друзьями заходят в ваш дом»  (номинации «Самая читающая семья», «Самый толстый читательский формуляр», «Самая любознательная семья», «Самая творческая семья»), День семейного общения «Взаимная любовь – взаимные обязанности».

 В конкурсе читающих семей  могут быть использованы такие мини – конкурсы, как:

· «Две звезды» (показ «домашнего задания»);

· «Вернисаж» (угадать имя изображенной на картине дамы, фамилию художника);

· «К вам пришли гости» (приготовить салат из предложенного набора продуктов);

· «Поэтический» (назвать авторов стихотворных отрывков);

· «Цветочный» (составить цветочную композицию);

· «Живые картины» (участница конкурса с помощью творческой группы изображает сюжет известной картины; зрители угадывают название и автора картины)

· «Любимая книга семьи» (домашнее задание – придумать рекламу книги);

· «Дела семейные» (дети и родители отвечают на одинаковые вопросы);

· «Твоя родословная» («…Имя – загадка и тайна»);

· представление семейной стенгазеты «Вот мы какие!»;

· представление семейного фотоальбома «Портрет моей семьи», альбома «Календарь дней рождений и семейных праздников» и др.

 

         Популярны сегодня и дискуссионные формы работы, такие как «Исповедь пристрастий» (рассказы читателей о роли книги в их семье), дискуссионные трибуны «Семейное чтение: вчера и сегодня», «Семья. Книга. Библиотека», встречи поколений «Свет книг не гаснет в нашем доме», «Любимые книги в моей семье». Всё это приобщает детей и их родителей к совместной читательской и творческой деятельности.

 

         Хорошо, если в традицию библиотек войдёт проведение семейных акций «Чтение семейного масштаба», «Вместе весело читать», «Мы – семья, а это значит, справимся с любой задачей», «Чтение в подарок маме» и др.

 

         Эффективной формой работы по повышению статуса семьи являются семейные праздники:

·        поэтическая гостиная «Семья - хранилище души»,

·        семейные праздники «Дом моей мечты», «В библиотеку с папой, мамой – это праздник лучший самый»,    

·        литературно-музыкальный праздник «Семь + я = семья»

·        эпический диалог «Семья - как много в этом звуке»,

·        тематический вечер «Семейные династии нашего села». 

 

         Хорошим поводом для приглашения в библиотеку станут праздничные мероприятия:

- к 8 Марта: «Я помню руки матери моей…», «Материнское призвание», «Милой, любимой, дорогой», «Праздник самых милых дам — бабушек, сестренок, мам».

 

- ко Дню матери «С любовью к мамам», «Милая моя мама», «Для
умелых и находчивых мам», «Сердце матери», «Моя родословная»,   «Моя мама - моя радость», «Нежные руки, чуткое сердце»,  «Лица наших матерей»,   «Семья - начало всех начал» и другие.

 

- ко  Дню семьи  "Мой дом - мой свет", «Я и моя семья»,  «Я без Мы – ничто, Мы без Я – пустота», «Венец всему – семья», «Мама, папа, я – счастливая семья»,  «Семья в куче - не страшна и туча»,  «Семья = семь «Я».

 

       Дни семейного отдыха, семейные вечера, марафоны, круглые столы, конкурсные и развлекательные программы, Дни общения, семейные посиделки,  литературно-музыкальные гостиные – вот неполный перечень форм мероприятий, которые вы можете использовать в работе с семьями.

 

       Особую роль в организации культурного досуга семьи играют семейные клубы. Только в союзе с родителями возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей с самого раннего возраста.  Например, клуб семейного чтения, клуб пси­холого-педагогической помощи семье,    генеалогический клуб, клуб вы­ходного дня, где дети и взрослые могут знакомиться с творчеством писателей и художников, встречаться с интересными людьми, участвовать в конкурсах, играх, делиться опытом проведения домашних вечеров и т.д.   В этих мероприятиях прослеживается преемственность поколений, сохранение семейных традиций, связь истории страны с близкими и родными людьми.

         В деятельности клубов важно сочетание тематической и развлекательной частей. При определении тематики необходимо учитывать, что клуб – это форма организации досуга, потому любая тема должна быть представлена в виде увлекательных мероприятий: музыкально-поэтических вечеров, бенефисов читающих семей, часов полезных советов, актуальных разговоров, дискуссий, литературных путешествий, турниров, праздников, слайд-шоу и т.д.

        Темы заседаний таких объединений могут быть самыми разными: «Вместе с бабушкой – в Интернет», «Нам хорошо вместе», «Домашний праздник в библиотеке», «Книжка по наследству», «С книжкиным теплом под маминым крылом», «Любимые книги моей семьи». На мероприятия рекомендуем приглашать психологов, педагогов, воспитателей, читателей, в семьях которых чтение книг – давняя традиция. Одним из направлений может быть организация встреч-интервью с известными людьми района, города, села, которых можно назвать не только успешными, но и активно читающими.

 

        Отдельные, разрозненные массовые мероприятия менее эффективны, чем комплекс, цикл, акции, программы по теме. Именно работа по программам, как считают многие наши коллеги, «дает возможность объединить усилия всех заинтересованных структур, самостоятельно работающих с семьями, воедино, так как книга – идеальный посредник для диалога взрослого и ребенка, а библиотека – связующее звено в душевном единении семьи».

         Залог успешной работы с семьёй — в комплексных программах.    Составляя программу работы клуба, прежде всего, нужно учитывать возможности библиотеки и интересы участников клуба.

         

         Вот примеры таких целевых программ, девиз которых «Хочешь грамотного читателя – воспитай его сам»:

 

·        «Семья. Школа. Библиотека» 

·        «Библиотека. Книга. Семья»

·        «Семья. Женщина. Дети»

·         «Чтение — дело семейное»

·        «Читающие родители – читающие дети»

·        «Семья и книга: объединенные чтением»

·        «Книга в кругу семьи»

·        «Семейные чтения»

·        «Читаем вместе»

·        «Читаем всей семьей» 

·        «Чтение – праздник души» 

·         «В библиотеку всей семьей»

·        «Откроем книгу»

·        «Семья и школа»

·        «Семья от А до Я» 

·        «Библиотека в интересах семьи»

·        «Библиотека +семья»

 

         На повышение духовной культуры семьи, сохранение семейно-бытовых традиций, развитие художественного семейного творчества, удовлетворение досуговых интересов семьи направлены программы «Библиотека и семья», «Библиотека + семья»,  «Семья – наше маленькое чудо.

Программа «Библиотека – Книга – Семья»нацелена на помощь семье в воспитании детей нравственными, творчески активными личностями.

 

         Более подробно мне хотелось бы остановиться на следующих программах:

 

        Цель программы  «Моя родословная»- формирование чувства привязанности и любви к родному дому, к родным и близким, к ближайшему окружению. Это очень скрупулёзная и трудоёмкая работа, которая позволит сформировать книжный фонд, в т.ч. и на электронных носителях, накопить материал по истории семьи, семейных отношений, родословной великих людей, в первую очередь, писателей. Библиотеке вполне под силу совместно со школой, историко-краеведческим музеем, читателями вести поиск семейных архивов, узнать историю своего рода, построить свою родословную, выявить и составить родословные жителей  своего села. 

        Разнообразны формы и темы проводимых мероприятий в рамках программы, где пойдет разговор о наших предках, о своих корнях. Например:

- звездный час «Родства связующая нить».

- краеведческий поиск «Моя семья и мое село. Каждое имя из рода – свято».

- информационно-библиографический урок «Твое имя – твоя судьба».

- экскурс в историю «Семья – исток прекрасного».

- конкурс «Здесь родины моей начало», одна из номинаций которого –

  «В судьбе семьи - история района» и т.д.

 

           Семейный проект «Литературный званый ужин».

 

                                                   «Есть книги, которые надо только отведать,

                                                        есть такие, которые лучше всего проглотить,

                                                и лишь немногие стоит разжевать и переварить».

                                                                                                             Ф.Бэкон.

          С книгой можно не только делать интересные открытия, получать новые знания, но и поужинать! Как часто мы, читая какое-либо произведение, не обращаем внимания на то, что едят герои. А ведь по кулинарным пристрастиям литературных персонажей можно узнать об истории, о традициях того времени, в котором жили писатели и его герои.

         Это и есть цель семейного литературно-творческого проекта, в котором принимают участие пять-шесть семей. Каждая семья придумывает своей команде название, девиз и семейный литературный флажок.

        Семьи-участницы приглашаются на первый литературный званый ужин, посвящённый, например, творчеству уральского писателя П. П. Бажова.

       В программе ужина: путешествие по сказам, викторины, игры и, конечно, угощение, «какое по русскому обряду полагается». Внимательно перечитав сказы,  составляется «Малахитовое меню»:

Полозово подаренье (пшенная каша)

Гумешкины камешки (картошка вареная)

Синюшкины самоцветы (грибы соленые)

Постряпеньки Огневушкины (пироги)

Напиток Зюзельский (кисель)

         Такой литературный званый ужин можно завершить словами бабки Лукерьи: «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и у тебя всё ладно пойдёт, гладко покатится». Этот наказ оставил нам сам писатель. Хороший наказ. Он не устарел и сейчас, может пригодиться и большим и маленьким.

 

        Мероприятия, организованные в рамках программ помогают установить доброжелательные отношения в семьях, способствуют возрождению семейных традиций, повышению психолого-педагогического уровня родителей.

 

          Для планирования дальнейшей работы с семьями мы предлагаем вам воспользоваться «СЕМЕЙНЫМ КАЛЕНДАРЁМ».

                                      Показать на экране

 

СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

МАРТ

 

8 - Международный женский день (В 1910 г. на Международной конференции социалисток в Копенгагене К. Цеткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 г.) +

20 - Международный день счастья

 

МАЙ

 

15 - Международный день семьи (Отмечается с 1994 года по решению ООН)

 

ИЮНЬ

 

1 - Международный день защиты детей (Учрежден в 1949 году на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин)

4 - Международный день детей – жертв агрессии

12 – Всемирный день борьбы с детским трудом

Последнее воскресенье месяца – День молодёжи Беларуси

 

ИЮЛЬ

 

6 - Всемирный день поцелуя (20 лет назад утвержден ООН. Придуман в Великобритании)

8 - День Петра и Февронии. Всероссийский день семьи, любви и верности. Считается счастливым для влюбленных. (Отмечается по инициативе депутатов Государственной Думы с 2008 г.)

20 - День друга.

28 - День родителей.

 

АВГУСТ

 

12 – Международный день молодёжи. День молодёжи Беларуси

 

СЕНТЯБРЬ

 

9 – Международный день красоты

30 – День святых мучеников Веры, Надежды, Любови, их матери Софии

  

ОКТЯБРЬ

 

2 – Всемирный день улыбки

6 – Всемирный день защиты мест жительства

11 – Международный день девочек

14 – День  матери

15 – Международный день сельских женщин

 

НОЯБРЬ

 

7 - Всемирный день мужчин (Возник по инициативе Президента СССР Горбачева М. С., отмечается в 1-ю субботу ноября)

10 – Всемирный день молодёжи

16 – Международный день терпимости

19 – Международный мужской день

 

20 - Всемирный день ребенка (Отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября – день принятия в 1989 году Конвенции о правах ребенка)

21 – Всемирный день приветствий

25 - Международный день борьбы против насилия в отношении женщин.

 

ДЕКАБРЬ

 

5 – Международный день доброжелателей

15 – Международный день чая

 

      День семьи, День матери, Международный женский день, День защиты детей традиционны для наших библиотек. Это праздники для всей семьи, где играют, спорят, смеются, участвуют в конкурсах и викторинах не только дети,  но и их родители.

 

Дорогие коллеги!

 

         В организации полноценного и интересного досуга семей постарайтесь использовать как традиционные, так и новые, более действенные формы работы, о которых говорилось выше.

Важно, чтобы вы почувствовали вкус к работе с семьей, увидели в ней массу новых возможностей для продвижения чтения, задумались над вопросом поиска новых подходов и форм.

Важно показать, что библиотека – это не только дом, где хранятся книги, но и место, где можно многому научиться, отдохнуть, получить совет, принять участие в библиотечных делах, познакомиться с новинками литературы.

Творить, выдумывать, разрабатывать новые идеи, внедрять в практику работы новые формы – наша общая задача!

 

Дерзайте! Удачи и успеха вам в вашей профессиональной деятельности!

 

 

 

 

 

 

 

Методист ЦБ  Пашко В.И.< param name="movie"; value="files/Flash/Biblioteka_i_cemia/Biblioteka_i_cemia.swf"/>;


 

Выступление заведующей Ивановской детской библиотекой Климович Алёны Фёдоровны

 

                                 «Роль книги в семейном воспитании»

                      

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его  в мир книги»  

                                                                                         В.А. Сухомлинский

Развитие традиций семейного чтения как культурной нормы формирования личности является одной из важнейших задач, стоящих перед нами, библиотекарями и родителями. Решить сложные вопросы семейного чтения возможно только благодаря взаимодействию библиотеки и семьи, других заинтересованных социальных структур.

Чтои как читать нашим детям? Какие давать им книги, чтобы они развивались интеллектуально и нравственно, чтобы их жизнь была радостной, сознательной и чтобы они всегда могли найти занятие по душе?

Эти вопросы, как и много лет назад, волнуют сегодня и родителей, и нас библиотекарей. Мы живем в непростое время. Наших детей с рождения окружает воздух, пронизанный информацией. Порой её дети получают слишком много, гораздо больше, чем способны «переварить». Психологи отмечают, что за последние годы число детей, страдающих психическими расстройствами и страхами, удвоилось. Причина такого явления – образы насилия и агрессии, которые они видят в современном искусстве, в компьютерных играх, на телеэкране, на видео, и, к сожалению, на страницах некоторых детских книг.

Сегодня читатель рассматривается как цент­ральный адресат любой библиотечной услуги. У нас в библиотеке сфор­мулированы основные цели работы с детским чи­тателем:

-развить у ребенка осознание себя как читателя,

- научить его получать удовольст­вие от чтения,

-повысить статус чтения как творче­ского процесса,

-через приобщение к чтению спо­собствовать воспитанию и развитию личности.

Осознавая всю важность этой проблемы, мы пытаемся найти пути приобщения ребенка к чте­нию, учитывая возрастные и индивидуальные особен­ности юных читателей. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка — добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство.

Во многих семьях имеются книги и периодика для детей, а родители являются авторитетом в выборе книг, в оценке прочитанного. Но родители обычно плохо информированы о дет­ской литературе. Это приводит к тому, что они ча­сто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально-психо­логических особенностей современного ребенка. В результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей. Для этого  мы приглашаем родителей посетить нашу библиоте­ку, беседуем с ними о детском чтении, его особен­ностях, знако­мим с  многообразием детской литературы.

В детской библиотеке созданы все условия для интеллектуально наполненного досуга маленьких читателей. Она оформлена так, что любому читателю у нас комфортно. Выделено игровое пространство, насыщенное разнообразными игруш­ками, что создает условия для позитивно­го эмоционального настроения наших маленьких посетителей. Если юный читатель самостоятелен в выборе книг, родителям есть где расположиться и подождать, пока его ребенок выбирает книги. Это все имеет немаловажное значение. «Для самых маленьких»организован тематический уголок, который постоянно пополняется новыми материалами, позволяющими родителям подобрать нужную литературу, что создает интеллектуальную среду, где будет успешно развиваться маленькая личность.

Наша библиотека — это и своего рода клуб выходного дня для родителей. У нас юные посетители могут провести интересно время вместе с библиотекарями — с пользой и ув­лекательно. Важно отметить, что дети могут не только поиграть и почитать книги: наличие телевизора, музыкального центра и компьютера с доступом в Ин­тернет сделали возможным послушать аудио-сказки, посмотреть мультики и найти интересующую их информацию. В выходные дни, иными словами «шестой день» для детей  проводятся различ­ные познавательно-развлекательные мероприятия с обязательными игровыми элементами: беседы, викторины, конкурсы,  беседы о писателях, лите­ратурные викторины.

Детство нельзя представить себе без сказки. Дети любят все, что связано со сказкой: это и сами книги-сказки, и викторины по сказкам, и различные конкурсно-игровые программы, особенно со сказочными героями, и театрализованные представления.

В последнее время библиотека получает огромное количество ярких иллюстрированных сказок. Мы их располагаем в самых видных и доступных местах для удобства наших читателей.

  В красочно оформленный читальный зал библиотеки, где проходят костюмированные театрализованные представления, детей приглашают сказочные герои: Снежная королева и  Оле-Лукойе, Кай и Герда, Мери Поппинс и Шапокляк, Ученый Кот и др. Эти герои помогают совершить увлекательный литературный вояж в страну любимых детских писателей. Младшие школьники с большим интересом смотрят и при­нимают участие в постановках самых знаменитых произведений, которые учат добру и справедливости, учат сопереживать, учат видеть прекрасное. Это самая лучшая реклама произведениям. Никто не остается равнодушным и даже если ребенок еще не читал эти произведения, то он обязательно их прочтет.

        Для успешной работы с детьми и семьями, для привлечения их в библиотеку, активизации читательских интересов и формирования навыков совместного чтения, для раскрытия семьи как одной из социально значимых ценностей общества на базе нашейбиблиотеки для детей и родителейсоздан клубсемейного чтения«Элегия». Он позволяет вместе весело и с пользой проводить свободное время.

Клуб начал свою деятельность сравнительно недавно, в 2013 году. Совместная работа библиотекарей и родителей направлена на то, чтобы чтение стало делом се­мейным.

В библиотеке собраны материалы о членах семей - участниках семейного клуба, создан психолого-демографический портрет семьи с указанием возраста и места работы родителей, образования, возраста детей. Дается характеристика семьи, формируются родительские запросы и интересы детей. Все участники клуба являются читателями библиотеки. На каждую семью заведены формуляры, которые расположены за отдельным разделителем «Семейное чтение». Библиотекари стараются помочь семьям  сформировать запросы, выбрать книги. Члены семьи имеют приоритетное право на получение литературы повышенного спроса. Это тоже стимул для расширения семейного чтения.

Участники клуба - люди разных возрастов и профессий. За время его существования сложились хорошие  отношения со всеми родителями и детьми.

Члены клуба встречаются один раз в квартал, а тематика их встреч во многом зависит от интересов и пожеланий участников. Например:

 развлекательно-игровая программа “Как на масленичной неделе”», литературно-музыкальная композиция  “Под салютом великой Победы”, литературная гостиная «В мире нет милей и краше песен и преданий наших», занимательная программа «Почитаем, поиграем, отдохнем, время с пользой проведем», литературно-музыкальная композиция «Образ, бережно хранимый» и др.

Мероприятия  проходят в игровой форме, в атмосфере легкого, радостного, те­плого общения. На заседаниях клуба библиотекари стре­мятся использовать элементы игры, конкурсы, в которых наиболее ярко проявляется активность участников. Во всех мероприятиях и дети, и родители являются актив­ными помощниками библиотекарей. Участники мероприятий усваивают тут определенные жизненные уроки — уроки доброты, открытости и дружбы.

Ребята не только эмоциональ­но разряжаются и отдыхают, придя на заседание клуба, а находят и проявляют в себе такие стороны своей личности, которые обычно не видны в по­вседневной жизни. Ведь в ролевых играх можно быть кем угодно. Они с неподдельным азартом и интересом соревнуются в различных конкурсах, проникновенно читают стихи, поют песни, отвеча­ют на вопросы, рассказывают о себе.

Почти год заседания клуба проходят в рамках республиканской акции «Семейное чтение». Понравилась участникам клуба конкурсно-развлекательная программа “Наша семья – книжкины друзья”, которая объединила всех, кто любит книгу.

 Под всем знакомую мелодию в гости к семьям пожаловала Мери Поппинс. Самая лучшая воспитательница в мире посоветовала брать себе в помощники  Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, а также других талантливых и благородных писателей.

Родителям было предложено проявить свои знания в литературной викторине «С книгами знаться — ума набираться». Какой гордостью и радостью светились глаза детей, когда их родители давали правильные ответы! Такая же реакция была и у взрослых, когда ребята участвовали в аукционе пословиц о книге и чтении.

В конкурсе «Умные книжки - умным детишкам» участникам предстояло отгадать название русской народной сказки по иллюстрациям, изображенным на экране. В практическом задании «Эта старая, старая сказка» ребятам нужно было нарисовать своего любимого сказочного героя. Рисунки получились интересные и красочные.

Такие встречи рождают особую доверительную атмосферу общения и духовную близость между родителями и детьми.

Не обходит своим вниманием наша библиотека и опекунские семьи. Цель встречи библиотекарей и приемных родителей — привлечь внимание родителей к проблеме чтения детей, помочь построить вокруг книги семейный досуг, сблизить интересы разных членов семьи.

   Например, к Дню матери состоялась литературно-музыкальная  гостиная “Спасибо, мама, что ты есть!”. На праздник были приглашены многодетные и приемные семьи.Праздничному настроению сопутствовали музыкальные заставки, выступления артистов из районного Центра культуры. В программу были включены различные конкурсы.  Яркая, содержательная выставка «Ты одна мне негасимый свет. Слово о Маме» вызвала  интерес, как у взрослых, так и у детей. Каждая из семей, которая участвовала в программе, получила памятные призы. 

Много советов по семейному чтению, воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства, здоровому образу жизни получают члены клуба на часах полезных советов «Мальчишкам и девчонкам, а так же их родителям»«Твое здоровье - твое богатство», «Твои права и обязанности», «Слово, творящее мир». Среди интересных мероприятий клуба стоит отметить заседания, посвященные юбилейным датам литературного, художественного календаря под рубриками «В мире звуков, мелодий, слова», « Юбилейный калейдоскоп» и др.

Работас семьями ведётся не только на заседаниях клуба, библиотекари работают и с такой категорией семей, где есть дети с ограниченными возможностями — инвалиды по зрению, слабослы­шащие, страдающие заболеваниями опорно-двига­тельного аппарата.

Инвалиды — особая группа пользователей нашей библиотеки.Из общего потока читателей, особые пользователи выделе­ны в отдельные группы, их читательские формуля­ры помечены специальными маркерами. Тем читателям, которые не в состоянии свобод­но перемещаться, библиотека предоставляет такую услугу, как доставка книг на дом. Таких читателей в библиотеке 11 человек.Мы используем различные формы и методы работы, обеспечивающие доступ данной группе к информационным ресурсам.

Уже несколько лет библиотека работает в  контакте с Отделением дневного пребывания для инвалидов Ивановского районного территориального центра социального обслуживания населения, куда приходят люди с ограниченными возможностями, чтобы пообщаться, узнать что-то новое для себя, получить нужную информацию. Мы помогаем им в выборе интересующей их литературы. С участием таких посетителей,  весело и забавно проходят Новогодние утренники, праздники доброты, литературные путешествия. Совместное проведение массовых мероприя­тий отличающихся теплым и сердечным отношени­ем, оказывает положительное эмоциональное воз­действие на детей с особой судьбой.

Большое внимание библиотека уделяют информационной работе с семьями. Для родителей и детей комплектуется фонд соответствующей тематики, проводятся обзоры литературы, «Дни семейных просмотров литературы», выдаются информационные листы, буклеты, закладки, библиографические списки на темы семейного чтения и др.Примером могут послужить рекомендательные списки, разработанные нашей библиотекой «Радостное чтение» для 5-6 классов, «В семейном кругу» для детей и их родителей, памятка для родителей «Научите ребенка любить книгу» и др. Они способствуют развитию и углублению читательских интересов, как детей, так и  взрослых – руководителей детского чтения.

Книжная выставка в библиотеке продолжает оставаться одним из самых действенных средств рекламы книги и библиотеки, связующим звеном между книгой и читателем, а также оказывает большое влияние  на организацию семейного досуга.                                      

     С этой целью  в нашей библиотеке  был создан «Уголок семейного чтения». Взрослые всегда обращали внимание на такие книжные выставки, как: «Мудрость родительской любви», «Почитаем вместе с мамой», «Когда в доме первоклассник», «Аз, Буки, Веди» «Путешествуем по свету с журналом и газетой», «Духовная книга- свет для души»

     Для детей были оформлены яркие, привлекающие внимание выставки: «Книжное царство, мудрое государство», «Верны  сябра дзяцей», «Приглашаем в Книгоград» «Книжных сюрпризов манящий простор»,  «Юбилейное ожерелье», «Волшебник из страны детства», «Что за прелесть эти сказки»,   фотовернисаж «Пойман за чтением» и др.

На выставке «Мы читаем всей семьёй» была представлена и художественная литература, и познавательная, и книги для совместного чтения, и предметы творчества, рукоделия родителей и детей.

Большой интерес у родителей и детей вызвала комплексная книжная выставка «Возвысим душу до добра».

Ряд выставок готовится к юбилейным датам писателей. Например, вниманию наших читателей в рамках проведения Недели детской и юношеской книги была пред­ставлена кижно-иллюстративная выставка-приглашение  “Сказочное королевство Х.К. Андерсена”, посвященная жизни и творчеству Х. К. Андерсена, где были размещены: факты из жизни и творчества сказочника, строки из сказок, ставшие крылатыми, силуэты, подобранные к этим строкам, фотографии победителей номинации  «Лучший читатель», фото памятников героям знаменитых сказок. Эта выставка дополнялась  выставкой рисунков “Путешествие в Андерсенландию” по произведениям писателя. Участие в конкурсе рисунков принимали и родители.   Такие выставки вызывают особый интерес у читателей, они несут живую информацию, служат стимулом другим детям.

 Коллектив библиотеки продолжает работать над усовершенствованием традиционных форм вы­ставочной деятельности, а также старается привне­сти что-то новое, что-то свое в эту сферу деятельнос­ти библиотеки. Это способствуют привлечению читателей, продвижению книжной продукции, а также  наиболее эффективно рекламируют библиотечную деятельность.

Имея особую ауру, детская библиотека  является необходимым помощником семьи, способствующим через книгу  развитию  духовного мира  ребенка.     

       Содействие продвижению духовной книги в читательскую среду обусловило создание в 2014г. на базе нашей библиотеки  Школы духовности для детей младшего и среднего школьного возраста «РаДуГа»  -  Радость Духовной Гармонии.          

В деятельности школы четко обозначены черты, свойственные центру духовно-нравственного воспитания. Школа духовности «РаДуГа» имеет своих постоянных членов и наряду с этим тесно сотрудничает с воскресной школой г. Иваново и д. Лясковичи. Ребята, часто с родителями  приходят в библиотеку после воскресных посещений церкви, чтобы продлить духовную радость общения с единомышленниками и «полечиться книгой».

В рамках занятий школы прошли: православный урок «Духовный свет Христова Рождества» и обзор литературы «Пришла Коляда – Рождество принесла». Ребята с удовольствием принимали участие в играх и конкурсах, отвечали на вопросы викторины. В конце встречи все участники получили книги и сладкие подарки.  Теме доброты и милосердия был посвящён слайд-урок нравственности с участием священника «Твори добро, не видя в том заслуги» и книжная выставка-совет «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!». Во время урока нравственности «Человеческие ценности» и видео-экскурса «К свету разума и добра через книгу» шёл разговор  о духовно-нравственном развитии личности, об одной из главных человеческих добродетелей  - милосердии. 

         Важным направлением в системе духовно-нравственного воспитания является проведение Дней православной книги. Это стало доброй традицией.  Совместно с Ивановским благочинием библиотека предлагает ребятам и их родителям просмотры литературы, обзоры книг духовной тематики, тематические программы, уроки духовности и др.

          В Ивановской детской библиотеке совместно с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы отцом Николаем в этот день ребятам и их родителям был предложен час православия «Живое слово мудрости духовной»,обзор новинок православной литературы для детей «Духовная книга – свет для души», выставка детской православной литературы «Духовных книг божественная мудрость». Члены клуба с удовольствием посмотрели мультфильм «Церковно-славянская азбука» и совершили видео-путешествие «Знакомьтесь: детский православный журнал «Колыбель».

Своей работой мы стремимся поднять в глазах участников клуба значимость книги как достоверного источника духовной информации и ненавязчиво привлечь их к чтению.

В январе этого года в читальном зале библиотеки им. Ф. И. Панфёрова состоялось совместное заседание клуба семейного чтения «Элегия»  и  Школы духовности «РаДуГа». В числе приглашенных  на фольклорный праздник «В мире нет милей и краше песен и преданий наших» были не только постоянные семьи-участники, но и ребята из Ивановской воскресной школы и учащиеся Детской школы искусств им. Н. Орды.

Для ребят важно не только получить подарок, но и встретиться со сказкой. Поэтому театрализованное представление  «Поём, пляшем и танцуем. Колядуем, колядуем!» вызвало восторг у всех  гостей.

Зрители приняли участие в обряде колядования,  который и по сей  день сохранился  в нашем крае,  с удовольствием поиграли, разгадывали зимние загадки, кроссворды, пели рождественские песни.

Стало доброй традицией во время летних каникул организовывать духовно-познавательные экскурсии в храм Покрова Пресвятой Богородицы г.Иваново. Отец Николай знакомит ребят со святынями храма. У детей остаются яркие, незабываемые впечатления об этих познавательных и поучительных мероприятиях. 

Ребята с огромным удовольствием поднимаются на площадку хорового пения, на звонницу. Как показывает практика, подобная форма занятий обладает большой эффективностью, вводя слушателей в православный мир.

Работники  нашей библиотеки делают все, чтобы усилить воспитательную роль и значение книги в период летних каникул, чтобы у школьников три свободных месяца были наполнены интересными мероприятиями.

Вот уже третий год мы работаем в рамках республиканской акции «Лето с хорошей книгой».

Всегда весело и шумно  в солнечные, тёплые деньки на детской игровой площадке. Здесь продолжает работать летний читальный зал «Книжная скамейка». Дети вместе с родителями имеют возможность посмотреть книжные новинки, полистать журналы, почитать вслух ребёнку детские стихи, поучаствовать в интересных мероприятиях, а также получить полную информацию о библиотечных услугах. Ребята имели возможность получить мастер-класс по играм на свежем воздухе «За компьютер не садись, а на улице резвись!», совершить сказочные путешествия, литературные круизы и т.д.

Увлекательно и познавательно прошла встреча с белорусским детским писателем Валерием Квилория. Ярко, интересно, даже неожиданно представил  автор  своё творчество.   Учителя, родители и учащиеся младших классов  школ города  с удовольствием слушали  рассказ  самого писателя про любовь к чтению. В его исполнении   звучали весёлые, юмористические рассказы. Поближе познакомиться с интересными книгами автора ребята могли на книжно-иллюстративной выставке «Волшебник из страны детства». В конце мероприятия    Валерий Квилория ответил на вопросы  присутствующих, подарил свои книги с автографами.

Прошлым летом нами была опробована и такая форма работы, как выездной читальный зал под открытым небом «Библиотечная лужайка». Не единожды мы побывали в городском парке:  и в день защиты детей, и во время празднования юбилея центральной районной библиотеки, и в день белорусской письменности. Вниманию родителей и детей были представлены книжные выставки: «Книжных сюрпризов манящий простор», «Юбилейное ожерелье», выставка рисунков «Что за прелесть эти сказки!», фото-стенд «Пойман за чтением».

        Уникальность этой формы работы состояла в его комплексности: наружная реклама (флажки «Мы – за читающий город!» и флэш-моб с призывом «Время читать!») поддерживалась внутренним содержанием. Вся информация, которая распространялась во время этих акций, была посвящена чтению, книгам, библиотеке.

          Не меньшим успехом пользовался наш читальный зал под открытым небом и у детворы из микрорайона Восточный на празднике новосёлов, который был организован совместно с ЦК и НТ.

Таким образом, мы стараемся удовлетворить познавательные потребности юных горожан и их родителей, наполнить их досуг интересным и полезным содержанием.

Всю работу с семьями библиотека проводит в тесной взаимосвязи со школами, дошкольными учреждениями, центром культуры и народных традиций, другими учреждениями и общественными организациями. Для проведения отдельных мероприятий, заседаний приглашаются психологи, работники правоохранительных органов, медицинские работники, педагоги, священнослужители и др.

Подводя итоги, хочется сказать, что время диктует свои условия и оставаться в традиционных рамках нам нельзя, что­бы не потеряться и быть интересными на­шим читателям.Мы трудимся  и будем дальше трудиться для того, чтобы наше подрастающее поколение, читая умные, добрые книги, становилось чище и сильнее духом. 

 

< param name="movie"; value="files/Flash/Rol_knigi_v_semeinom_vospitanii/Rol_knigi_v_semeinom_vospitanii.swf"/>;

Выступление библиотекаря Снитовской сельской библиотеки Богомаз Светланы Николаевны.


«Моя семья - родители, книги и я»

 

 Семья ... Как дорого всем это слово, как понятно оно с самого детства. Ценности семьи являются не приходящими, а переходящими из поколения в поколение. Именно в семье человек находит поддержку,  любовь, защиту, надежду на будущее. Но и сама семья нуждается в эмоциональной поддержке, юридической, информационной помощи. В этом плане у библиотек есть большие возможности.

Снитовская сельская библиотека уделяет большое внимание семейному чтению. Ведь  именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают его радость узнавания и удивления, его переживания, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и  советуют ребенку, что лучше почитать.    

Чтобы узнать, что читают и как читают молодые родители и их дети, среди родителей - читателей нашей библиотеки было проведено анкетирование. Проанализировав  анкеты,  можно сказать, что  родители сегодня не уделяют должного внимания чтению своих детей и зачастую не знают, какие книги можно порекомендовать своему ребенку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но они не всегда интересуют современных детей.

Большинство родителей не посещают вместе с ребенком  библиотекуи не обсуждают прочитанных книг, ссылаясь на свою занятость. Родители дошкольников и младших школьников еще приходят в библиотеку с детьми, а потом  не считают это нужным, мотивируя тем, что ребенок может уже самостоятельно выбрать книжки.

 С целью  повышения роли семьи в воспитании подрастающего поколения, активизации работы с семьями, возрождения традиций семейного чтения, семейного посещения библиотеки был организован  клуб «Буслянка». Сейчас постоянными участниками клуба являются пять молодых семей, в которых воспитываются   дети  дошкольного и младшего школьного возраста. 

Клуб способствует психологическому сближению семьи и его членов, позволяет обмениваться информацией, искать новые и  интересные идеи.

Главной задачей нашей библиотеки в работе клуба является  организация и комплектование библиотечного фонда по культуре семейных отношений, семейной педагогике, психологии, медицине, организации свободного времени.

А раскрытию фонда литературы семейной тематики способствуют  книжные выставки, которые пользуются большой популярностью среди наших читателей.

Новое время требует новых подходов в организации выставочной де­ятельности библиотеки. Поэтому выставки, подготовленные для этой категории читателей, дополняются  поделками, семейными фотографиями, кулинарными блюдами и рецептами, а также детскими рисунками и игрушками.

В библиотеке оформлена постоянно действующая книжная выставка «Книги о семье и для семьи», разделы которой постоянно обновляются. Например, в прошлом году большой популярностью пользовался раздел: «А эти книги прочитала семья (такая-то) за год». Сейчас читателям предлагаются  такие разделы выставки: «Семья и закон», «Здоровье моей семьи», «Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок», «Духовная книга в семье».

Пользуются популярностью у моих читателей и  выставки, посвященные праздничным датам: "Ах, этот старый Новый год!", "Милые девочки, девушки, мамы и бабушки", "Доброму сердцу матери посвящается…". Представленная литература раскрывает традиции праздников, помогает в отборе праздничных рецептов, в оформлении домашнего интерьера. 

Посредством книг и периодических изданий мы помогаем своим читателям решать проблемы со здоровьем, искоренять вредные привычки, разъясняя преимущества здорового образа жизни. Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Кроме рекомендаций литературы посредством выставочной деятельности наша библиотека использует в работе с семьями всё многообразие массовых форм и методов работы. Например: поэтические гостиные, семейные праздники, тематические вечера, вечера-концерты, семейные посиделки, часы полезных советов и т.д.

Стало  хорошей традицией проводить мероприятия в канун таких праздников как Рождество, День влюбленных, День защитников Отечества, Международный женский день, День семьи и День матери.

Интересно прошли такие мероприятия, как развлекательно-игровая программа «Празднуем Новый год в кругу семьи», познавательно-игровая программа «10 поводов чтобы влюбиться», семейные посиделки «Семья - это то, что мы делим на всех», тематическая программа «Праздник самых милых дам - бабушек, сестренок, мам» и  другие.

Больше всего участникам клуба нравятся конкурсно-развлекательные и игровые мероприятия, где присутствует дух соперничества, состязания, где принимают участие и взрослые, и дети.

Совсем недавно в нашей библиотеке прошла конкурсная программа «Не страшна туча,  когда семья в куче». Участники клуба разыгрывали мини-спектакли, соревновались в произношении скороговорок, играли в "Сказочное лото", угадывали, кто из русских писателей изображен на предложенном снимке. В гости к семьям - конкурсантам приходила с заданиями Федора - героиня сказок Чуковского. У участников мероприятия остались яркие, незабываемые впечатления о проведенном времени в библиотеке.

Во время семейного праздника  «Семья - это то, что мы делим на всех»

семьи приняли участие в конкурсах составления родословных, рассказов удивительных историй детства, о своих увлечениях. На празднике были представлены: выставка рисунков «Моя семья», фотовыставка «Загляни в семейный альбом», выставка поделок и семейных реликвий.

На заседаниях  «Жизнь без вредных привычек», «Шаг в профессию», «Вечная проблема отцов и детей», «Семейное право» участники клуба встречались с медицинскими, социальными работниками, работниками правоохранительных органов, учителями, специалистами сельского хозяйства.

 Такие встречи рождают особую доверительную атмосферу общения и духовную близость между родителями и детьми.             

В рамках республиканской акции «Семейное чтение» состоялись родительские посиделки «Войдем в мир книги вместе…». Для участников клуба был проведен обзор книг под названием «Новые имена». Гости мероприятия познакомились с жизнью и творчеством современных детских  писателей: Усачева, Воскобойникова,  Москвиной, Крюковой и другими.

В текущем году библиотека объявила и свою акцию «В библиотеку – с родителями!».

Идея мероприятия заключается в том, чтобы с помощью детей привлечь в библиотеку  родителей, бабушек и дедушек, которые не являлись читателями нашей библиотеки.  Очень приятно, что многие родители откликнулись.  Сегодня они – наши читатели.

 Работа с семьей продолжается, нарабатываются новые формы общения. Например, при проведении рождественских посиделок  в январе прошла викторина «Интеллектуальная ёлка». Читателям предлагалось перерегистрироваться, но только после того, как они ответят на один из вопросов викторины, которая располагалась у нарядной новогодней ёлки. Причём всех участников ожидал сюрприз: на каждом вопросе была написана цифра, соответствующая номеру билета в лотерее. Самые азартные участники с удовольствием испытывали свою удачливость, стараясь выбрать вопрос с выигрышной цифрой, чтобы получить небольшой подарок. Мероприятие прошло успешно, ведь кроме положительных эмоций, библиотека пополнилась новыми читателями.

Мероприятия в рамках работы клуба призваны повышать престиж семьи, брака, развивать потребность совместно проводить свободное время, следовательно, читать.

Приятно, когда участники клуба отмечают, что библиотека – то место, где можно с пользой провести время и пообщаться  с другими родителями.

Особое внимание уделяется работе и с неблагополучными семьями. Хочется отметить, что дети из таких семей очень охотно принимают участие в мероприятиях и являются самыми активными читателями.

Цель этих мероприятий заключается в том, чтобы, объединив усилия библиотеки и семьи, попытаться найти ответы на те вопросы, которые возникают у родителей, а также оказать помощь семье, оказавшейся в трудной ситуации.

Работу с семьями библиотека координирует с сельским Домом культуры, педагогами, специалистами разных профессий.

Не секрет, что на библиотечных мероприятиях, проводимых для семей, основные участники - дети и их матери, поэтому стараемся заинтересовать и привлечь к участию и наших пап.

  И одна из задач в работе библиотеки с семьей - это формирование положительного авторитета мужчины в семье, вовлечение мужчин в совместную с детьми читательскую, творческую деятельность.

Сотрудничество с семьей полезно и библиотеке, и семье. Оно повышает качество библиотечной работы, престиж библиотеки, а также роль семьи в работе с книгой.

Наша сельская библиотека, а вместе с ней и клуб семейного чтения «Буслянка» способствует расширению культурного кругозора сельских жителей, занимает достойное место в инфраструктуре агрогородка. У клуба в перспективе много творческих планов, задумок, реализовать которые есть с кем.

Работая с семьей, мы не ждем быстрых результатов. Это труд на перспективу – для наших детей, которые тоже со временем станут родителями.