
Задачи:
- совершенствовать правовую культуру обучающихся;
- расширять правовые знания;
- формировать умения и навыки по принятию решений в конкретных жизненных ситуациях;
- стимулировать творческую активность;
- предпринимать меры по профилактике правонарушений в подростковой среде.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2: Здравствуйте, юные повелители мысли!
Ведущий 1: Мы рады приветствовать знатоков - участников нашей интеллектуально-правовой игры, тема которой «Твои права от « А» до «Я». Мы собрались, чтобы поговорить о правах, ибо нет счастливой, свободной и интересной жизни, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться.
Ведущий 2: Многие уже знают, что 20 ноября 1989 года Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей, а день 10 декабря отмечен в нашем календаре, как День прав человека.
Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличились друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследовали за их религию, за их политические взгляды
Ведущий 1: Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому был принят очень важный документ, содержащий список прав, которые должен иметь каждый человек на Земле, и в том числе ребёнок.
Ведущий 2: Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учёбы, помогают подготовиться к взрослой жизни.
Конечно семья – важная часть общества: здесь ребёнка стараются защитить от всего, что может ему повредить.
Ведущий 1: Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество - это господство законов. Закон – это обязательные для всех нормы. Закон принимается государством, которое следит за его исполнением. Именно в законах, принимаемых государством, изложены права человека и его обязанности, а также ответственность за правонарушения. Мы собрались, чтобы проверить, как хорошо мы знаем наши права и обязанности, меру ответственности за правонарушение.
Ведущий 2: Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся сейчас выяснить.
Ведущий 1: Сегодня играют команды знатоков школы Гимназии города Иваново «ЛЕГИОН», СШ №2 «КОМЕТА», СШ №3 «АЛМАЗ», СШ №4 «ЭВЕРЕСТ». Предлагаю командам поприветствовать друг друга.
Итак, команды готовы, и мы можем начать игру, но сначала я хочу представить Вам наше компетентное жюри. Это знающие и уважаемые люди:
Ведущий 2: Задача жюри следить за правильностью ответов команд, проверять верность выполненных заданий, подводить итоги туров. А так же следить за тем, чтобы не нарушались правила игры, вести учет заработанных баллов, и им же принадлежит право вердикта в спорной ситуации.
Ведущий 1: Настало время обратиться к нашим болельщикам, хочу напомнить вам, что ваша поддержка даст силы и энергию всем участникам игры, а может быть, ваши ответы даже поспособствуют победе вашей команды. В ходе игры будет проведена игра со зрителями, за ответы болельщики будут получать небольшие жетоны, набравший большее количество жетонов будет награжден.
Ведущий 2: Пусть судьи будут справедливыми. Пусть игроки воспользуются своими правами. И пусть каждый из нас покинет сегодня этот зал с сознанием того, что «Законы должны иметь для всех одинаковый смысл». Это сказал Монтескье, а я говорю… Мы начинаем!
Ведущий 1: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках... В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет вместе с государствами появлялись и документы, по которым стали жить люди разных стран. Именно так на Земле восстановился мир и порядок.
Первый тур
«ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЁРКА»
Ведущий 2: Мы начинаем первый тур игры «Великолепная семерка». Командам по очереди будут названы семь слов, а вы должны назвать слово объединяющее их. На совещание команде отводится 30 секунд, если у команды есть ответ, то она поднимает сигнальный флажок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл…………………………………………..
Ведущий 1: Слова для команды «ЛЕГИОН». : избиратели, бумага, участок, буфет, комиссия, бюллетень, урна (выборы). Итак, время пошло………….
Ведущий 2: Слова для команды «КОМЕТА»: закон, пятнадцатое, государство, статьи, март, праздник, устройство (Конституция)
Ведущий 1: Слова для команды «АЛМАЗ»: суверенитет, граница, гражданство, Беларусь, армия, налоги, культура (государство)
Ведущий 2: Слова для команды «ЭВЕРЕСТ»: семья, кольца, контракт, регистрация, мужчина, женщина, союз (брак)
Второй тур
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Ведущий 1: С первым заданием вы справились замечательно, и мы переходим ко второму туру «Сказка ложь, да в ней намек…»
Ведущий 2: Окунемся в детство! В детстве вам, детям, родители рассказывали или читали сказки, тем самым формировали в вас и правовую культуру. Проверим вашу память и ваши знания.
Ведущий 1: Командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл. И так мы начинаем.
Ведущий 2: 1. Вопрос команде «ЛЕГИОН»
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Время пошло………………. Ответ: «Гадкий утёнок».
Ведущий 1: 2. Вопрос команде «КОМЕТА»
В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
Ведущий 2: 3. Вопрос команде «АЛМАЗ»
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
Ведущий 1: 4. Вопрос команде «ЭВЕРЕСТ»
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
Ведущий 2: _5. Вопрос команде «ЛЕГИОН»
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Ведущий 1: _6. Вопрос команде «КОМЕТА»
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
Ведущий 2: _7. Вопрос команде «АЛМАЗ»
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
Ведущий 1: _8. Вопрос команде «ЭВЕРЕСТ»
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Ведущий 2: _9. Вопрос команде «ЛЕГИОН»
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
Ведущий 1: _10. Вопрос команде «КОМЕТА»
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Ведущий 2: _11. Вопрос команде «АЛМАЗ»
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Ведущий 1: _12. Вопрос команде «ЭВЕРЕСТ»
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Ведущий 2: _13. Вопрос команде «ЛЕГИОН»
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Ведущий 1: _14. Вопрос команде «КОМЕТА»
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
Ведущий 2: _15. Вопрос команде «АЛМАЗ»
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Ведущий 1: _16. Вопрос команде «ЭВЕРЕСТ»
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Ведущий 2: А сейчас предоставим слово жюри…
ТРЕТИЙ ТУР
«Анаграммы»
Ведущий 1: Команды молодцы, а мы переходим к следующему туру «Анаграммы».
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за две минуты отгадать и записать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. Понятны условия этого тура? Итак, время пошло………
Карточка №1. «ЛЕГИОН»
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №2. «КОМЕТА»
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №3. «АЛМАЗ»
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №4. «ЭВЕРЕСТ»
Развитие – Т И В З А Р И Е
Голос – С Л О Г О
Защита – Т И Щ А З А
Интерес – С Т Е Р Н И Е
Гражданство – Ж Д А В О Г Р А Н С Т
Имя – ЯИМ
Репутация – А П У Р Е Ц И Т Я
Игра - А Р Г И
Пока команды работают, идёт
видеоролик по правам
Ведущий 2: Команды справились со своим заданием? А сейчас капитаны команд передают свои ответы жюри.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР
«Блиц-опрос»
Ведущий 1: Команды молодцы, а мы переходим к следующему туру «Блиц-опрос». Задание: вопросы командам задаются одновременно, игроки быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего, свои варианты ответов вы записываете на листах. Количество полученных балов зависит от числа правильных ответов.
Ведущий 2: 1.В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.
Ведущий 1: 2. Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.
Ведущий 2: 3. Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.
Ведущий 1: 4.Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».
Ведущий 2: 5. До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.
Ведущий 1: 6. Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.
Ведущий 2: 7. Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.
Ведущий 1: 8. Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.
Ведущий 2: 9. В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.
Ведущий 1: 10. Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.
Ведущий 2: 11. До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.
Ведущий 1: 12. Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».
Ведущий 2: 13. Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.
Ведущий 1: 14. В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.
Ведущий 2: 15. Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.
Ведущий 1: 16.С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.
Ведущий 2: 17. В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.
Ведущий 1: 18. Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.
Ведущий 2: 19. Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.
Ведущий 1: 20. Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да
Ведущий 2: Капитаны команд передаём листы с ответами жюри, а мы продолжаем.
И сегодня у нас в гостях _________________________________________,
которая расскажет вам о центре правовой информации
ПЦПИ
С 2001 года в Ивановской районной библиотеке функционирует публичный центр правовой информации, который в полной мере выполняет самые разнообразные запросы пользователей правовой тематики. Центр предоставляет следующие виды услуг:
- поиск правовых актов в информационной системе «Эталон», который включает в себя базы данных правовой информации:
Законодательство Республики Беларусь;
Международные договоры;
Решения органов местного управления и самоуправления;
Распоряжения Правительства и Премьер-министра РБ;
Судебная практика;
Правоприменительная практика и Формы документов;
В электронную память оперативно записываются все дополнения и поправки, вносимые в документы.
Так, что если у вас имеются вопросы данной тематики, то вы можете воспользоваться услугами библиотеки.
А ещё ребята может вы слышали о детском правовом сайте? Этим сайтом можно воспользоваться у нас, в библиотеке. И дома……… Мы немного вам расскажем о нем.
Детский правовой сайт – уникальный в СНГ ресурс, где собрано большое количество полезной информации о праве и по другим важным темам в понятной для детей и подростков форме.
Данный проект разработан по инициативе Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации Республики Беларусь для детей и подростков с целью помочь им получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны.
Основная цель проекта – развить морально-нравственные качества ребят, сформировать у детей и подростков позитивный образ права как государственного института, воспитать чувство важности прав ребенка, а также последовательно выработать у них не только знания и навыки, но и ценностные установки, которые будут необходимы им для жизни и деятельности в обществе.
Для достижения поставленной цели вся правовая информация подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации.
Сайт состоит из двух основных частей: игровой и информационной. В игровой — ситуации, иллюстрирующие юридические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Помощники — забавные персонажи, которые могут стать друзьями ребят.
Для того, чтобы завоевать дружбу и уважение окружающих, игроку предстоит разрешить не одну проблему. Сложные ситуации ожидают его в парке, дома, в школе, на улице, в магазине, а также на игровой площадке и скамейке.
Подсказки в поиске правильных ответов на правовые вопросы расположены в информационной части в разделах «Библиотеки»: «Юридическая азбука», «Правовые лабиринты», «Путешествие в прошлое», «Наше государство — Республика Беларусь» и «Белорусское государство и право в фотографиях, рисунках и песнях».
На сайте есть Помощник, который поможет «Искать» ответ по ключевым словам заданного вопроса.
Ведущий 1: А сейчас мы предоставим слово жюри.
ПЯТЫЙ ТУР
КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат»
Ведущий 2: Пятый тур нашего брейн-ринга для капитанов. Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл). Время на решение 3 минуты.
«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.
Ведущий 1: Пока наши капитаны будут выполнять задание, мы проведём игру со зрителями «Закон и мы».
(верный ответ отмечен *)
Ведущий 2: И так первый вопрос - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет
Ведущий 1: - Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения
Ведущий2: - Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники
Ведущий 1: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:
а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка*
Ведущий 2: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
Ведущий 1: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:
а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно
Ведущий 2: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:
а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители
Ведущий 1: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;
Ведущий 2: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.
Ведущий 1: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:
а) сын
б) мама*
в) органы опеки
Ведущий 2: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*
Ведущий 1: Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*
Ведущий 2: Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?
а) гражданская
б) административная *
в) семейная
Ведущий 1: Аплодисменты нашим зрителям! Они справились с этим заданием, а капитаны команд передают карточки с ответами жюри.
Ведущий 2: И так, позади последний тур Брейн-ринга. Сегодня игроки показали нам свои знания. Наши участники успешно отвечали на поставленные вопросы. Кто-то был более удачлив, другим повезло меньше.
Ведущий 1: Вот и закончилось наше путешествие по миру прав и законов, и теперь мы узнали, какими правами мы обладаем. Но не надо забывать о том, что кроме прав, каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором он живёт, и получил повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими людьми.
Ведущий 2: Стих
Звёздная планета наша
На радость нам дана,
Станет она милей и краше –
Земля родная, ты у нас одна!
Пусть взрывы смеха будут лишь слышны,
А не стрельба и бомбовые взрывы.
Войны? Зачем они нужны?
Должны мы быть счастливы!
Террор – исчадье ада,
Несёт катастрофу, смерть.
Миру это не надо
И я кричу: «Не сметь!»
Ведущий 1:
Хоть у людей разный цвет кожи,
Им нужны братство, свобода,
Во многом народы похожи:
Хотят работать, оберегать природу.
Их объединяют добрые чувства,
Они рожают детей, творят искусство!
Огромное чудо на свете –
Разных национальностей дети.
Люди, помните, знайте:
Берегите детей, не бросайте!
Я жить хочу – не умереть!
Хочу не плакать я, а петь!
Чтоб зло, насилие никогда
Не рвали детские сердца!
Ведущий 2: Слово предоставляется жюри для оглашения результатов брейн-ринга.
Слово жюри ___________________________________________________
Ведущий 1: Давайте ещё раз громкими аплодисментами поздравим наших победителей. Уважаемые участники игры желаем вам успехов в учёбе, уважения друг к другу, не забывайте о своих правах и обязанностях!!!
Ведущий 2: Всего вам доброго! До новых встреч!
Составитель: Шумак Т.В.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека. – Минск : 2000.
2. Гуминская, Т. Без законов жить нельзя / Т. Гуминская.- (Праздник в школе). - 2015. - № 3. - С.10-29.
3. Иванов, Г. И. Права человека. – Москва : Издание деловой и учебной литературы, 2004. – 352с.
4. Турнир знатоков по правам ребёнка // Праздник в школе. - 2003. - №5. - С.54-57.